Политолог Станислав Белковский дал интервью немецкому изданию Die Welt, в котором утверждает, что Владимир Путин является крупным бизнесменом. По его словам, «он контролирует 37% акций «Сургутнефтегаза», рыночная стоимость которого составляет 20 млрд долларов. Кроме того, он контролирует 4,5% акций «Газпрома». В компании Gunvor, торгующей нефтью, Путин через своего представителя Геннадия Тимченко имеет 50%. В прошлом году ее оборот оставил 40 млрд долларов, а прибыль – 8 млрд». Если эта информация соответствует действительности, то только пакеты акций Сургутнефтегаза и Газпрома делают президента недосягаемым для доморощенных олигархов. Их стоимость превышает 32 миллиарда долларов, а вместе с указанной Белковским половиной Gunvor, состояние президента оказывается в два раза выше, чем состояние самого богатого человека России, по версии Forbes Романа Абрамовича ($18,7 млрд) и приближается к третьему месту во всемирном списке Forbes – мексиканцу Карлосу Слиму Хелу, чье состояние оценивается в 49 миллиардов долларов.
В 2003 году Сургутнефтегаз перестал раскрывать данные о своих собственниках. До этого 37% уставного капитала компании (41,2% голосующих акций) принадлежало ООО «Лизинг продакшн», которая сама была дочерней компанией «Сургутнефтегаза». «Лизинг продакшн» была создана в конце 2003 года, путем преобразования из НК «Сургутнефтегаз», бывшей материнской компании холдинга. Таким образом, менеджмент «Сургутнефтегаза» оказался полноправным хозяином компании, не являясь ее формальным собственником. Однако с 22 декабря 2006 года «Сургутнефтегаз» не владеет долями в ООО «Лизинг продакшн». Узнав об этом, на рынке заговорили о смене собственника, однако в январе НПФ «Сургутнефтегаз» сообщил, что теперь владеет 93% УК «Лизинг Продакшн» и аналитики предположили, что это мера по защите от недружественного поглощения. С другой стороны, неизвестно, является ли «Лизинг Продакшн» до сих пор владельцем 37%-ного пакета акций нефтяной компании, поскольку с 2003 года эти акции могли уже много раз сменить владельца.
Слухи приписывали контроль над пресловутыми 37 процентами «Сургутнефтегаза» как ее генеральному директору Владимиру Богданову, так и другу президента России Геннадию Тимченко, а также самому Владимиру Путину. Так что Станислав Белковский лишь озвучил один из популярных слухов и на практике может оказаться, что этот пакет акций контролируется не Владимиром Путиным, а Папой Римским. Однако вероятность второго варианта намного меньше, чем первого – и дело здесь вовсе не в святости.
Относительно происхождения 4,5% пакета акций Газпрома, контроль над которым Станислав Белковский приписывает Владимиру Путину, довольно сложно. Такой пакет принадлежит компании Сулеймана Керимова «ГНК» (бывшая «Нафта-Москва»). Forbes оценил состояние Сулеймана Керимова в 7,1 миллиарда долларов, тогда как только пакет акций «Газпрома» стоит более 10 миллиардов долларов. Это конечно, странно, но вряд ли даже косвенно доказывает принадлежность этого пакета акций газового монополиста президенту России. С тем же успехом Владимир Путин мог быть одним из доверенных лиц Сергея Мавроди, который заявил, что в начале 90-х им на ваучеры было скуплено 7% акций «Газпрома» и оформлены на разных людей.
Сам Станислав Белковский, комментируя происхождение этого пакета акций, сказал, что единственное, что он может сказать, что «они принадлежали и принадлежат иностранным инвесторам. Соответственно произошел переток от одних иностранных инвесторов к другим. Прежние выгодоприобретатели, и нынешние, были гражданами России, спрятанные за цепочками оффшорных компаний».
Вот с нефтетрейдером Gunvor все проще. Первым в России о нем упомянул Иван Рыбкин перед президентскими выборами 2004 года, говоря что «известный Абрамович, стоящие в тени Тимченко, братья Ковальчуки и другие отвечают за бизнес Путина». А недавно директор Gunvor Торбьорн Торнквист подтвердил агентству Reuters, что 50% компании принадлежит другу президента России Геннадию Тимченко. Оценить реальную стоимость Gunvor довольно сложно. При условии вечности правления Путина в России (и, соответственно, постоянности контрактов с российскими нефтяными компаниями), стоимость этого нефтетрейдера может составлять не менее 20 миллиардов долларов, что добавляет не менее 10 миллиардов к состоянию Владимира Путина по версии Белковского. Но так, или иначе, очевидно, что президент России либо искусно маскирует свое состояние, либо является одним из самых убежденных нестяжателем в мире. Ведь в то время как состояние его друзей, таких как братья Ковальчуки или Геннадий Тимченко, неуклонно растет, сам президент, согласно его декларации о доходах, предоставленной в ЦИК, богаче не становится.
Между тем другой друг Владимира Путина, Леонид Рейман, вновь оказался объектом пристального внимания зарубежных СМИ. Согласно информации Wall Street Journal, «власти Британских Виргинских островов сообщили в министерство юстиции США, что есть «многочисленные доказательства» того, что российский министр информационных технологий и связи Леонид Рейман тайно, через офшорный фонд, владеет значительной долей российской телекоммуникационной отрасли».
Речь идет о знаменитом фонде IPOC. Который в частности контролирует 39% акций «Мегафона», 50% акций сотового оператора «Скай Линк», 50% акций «Межрегионального Транзиттелекома» и 100% акций компании «Телекоминвест». Владельцем фонда называет себя датский юрист Джеффри Гальмонд, о чем даже давал показания под присягой. В доказательство того, что он располагал необходимыми средствами, он предъявил множество контрактов и договоренностей о консалтинговых услугах между рядом фирм и его собственными компаниями. Однако прокуратура Британских Виргинских островов обратилась за помощью в США, так как судя по всему многие из фигурирующих в соглашениях компаний – это «фирмы-пустышки», зарегистрированные в США. Реальная стоимость только контролируемого IPOC пакета акций «Мегафона» может превышать 6 миллиардов долларов.
Источник: http://criminalnaya.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий