ЕСПЧ изучит российские автозаки и спецвагоны
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подвергнет комплексному анализу российскую систему транспортировки заключенных. Вчера Страсбург направил правительству РФ вопросы о техническом оснащении российских автозаков и запросил ведомственные приказы, регулирующие транспортировку зэков. Юристы говорят, что в ЕСПЧ скопилось не меньше 40 аналогичных жалоб и в отношении России может быть вынесено так называемое пилотное решение — обязывающее в кратчайшие сроки устранить нарушения прав заключенных.
Сведения о техническом состоянии российских
автозаков и поездов, предназначенных для транспортировки заключенных, а
также нормативные акты, регулирующие вопросы этапирования, ЕСПЧ запросил
в рамках рассмотрения жалобы жителя Коми Алексея Томова. В 2011 году
правозащитная организация "Общественный вердикт" от его имени обратилась
в ЕСПЧ с жалобой на нарушение ст. 3 Европейской конвенции о правах
человека (запрет на пытки). Как рассказал "Ъ" адвокат господина Томова
Эрнест Мезак, житель Коми в 2009 году при перевозке по Воркуте более
двух часов провел в неотапливаемом автозаке, где на трех квадратных
метрах находилось еще десять заключенных с личными вещами. Так же тесно и
холодно было и в железнодорожном вагоне, куда затем пересадили
осужденного для этапа в колонию. "Это первая жалоба, по которой
Страсбург направил в Россию столь подробный запрос. До этого в суде по
упрощенной схеме было коммуницировано порядка 40 аналогичных жалоб от
российских заключенных",— заявил господин Мезак.
Вопросы конвоирования регулируются внутренним
приказом Минюста и МВД 199дсп/369дсп от 24 мая 2006 года. В пункте 167
документа говорится, что при конвоировании в спецвагоне не более четырех
часов допускается посадка в большие камеры до 16 и в малые до 6
человек, а в автомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонны — до 13 человек,
2,5-3 тонны — до 21 человека, 4 тонны — до 36 человек. Однако 25 января
2012 года Верховный суд РФ отменил норму инструкции, касающуюся
перевозки в спецвагонах, при этом признав допустимой перевозку
заключенных в условиях, когда на каждого приходится от 0,3 до
0,5 квадратного метра. При этом в ряде постановлений ЕСПЧ прямо
говорится, что 0,5 квадратного метра является недостаточной площадью при
этапировании, сколько бы оно ни длилось.
В пресс-службе ФСИН "Ъ" заявили, что пока не
видели запроса от ЕСПЧ, но отметили, что "тщательно следят за условиями
перевозки заключенных". "Каждая жалоба на холод или тесноту в автозаках
становится предметом интереса высшего руководства. Мы стараемся
максимально оперативно устранять эти недостатки. Можем сказать, что
сейчас большинство автозаков и поездов оснащены и кондиционерами, и
печками",— сказали в ведомстве.
Глава рабочей группы по защите прав граждан в
местах принудительного содержания при Госдуме Владимир Осечкин говорит,
что большинство заключенных по-прежнему сталкиваются "с нечеловеческими
условиями транспортировки". "В той же Москве конвоирование является
настоящей пыткой. С утра порядка 30 человек заталкивают в сборное
отделение, а затем часами возят по судам в автозаках, нарушая все
возможные нормы, в том числе и по количеству заключенных на один
квадратный метр",— пояснил он. По словам господина Осечкина, основная
проблема заключается в устаревших нормативных актах, регулирующих
правила транспортировки осужденных и подследственных.
По мнению господина Мезака, ЕСПЧ может
вынести так называемое пилотное постановление, позволяющее указать
государству на меры решения структурной проблемы и определить сроки ее
устранения. Последний раз в отношении РФ оно выносилось в январе 2012
года и также касалось системы ФСИН: судьи проанализировали около 30
жалоб на условия содержания в российских тюрьмах и СИЗО. "В данном
случае,— считает господин Мезак,— ЕСПЧ может обязать РФ полностью
пересмотреть нормативную базу, касающуюся условий транспортировки
заключенных".
Комментариев нет:
Отправить комментарий