check24

вторник, 31 августа 2010 г.

Мифы о Сизифе


Ровно семь лет исполняется 25 октября со дня ареста в аэропорту Новосибирска ныне экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского. Общественные деятели и политики ответили на вопрос корреспондента Собкор®ru: "Почему Ходорковского любой ценой пытаются удержать за решеткой и чем он займется, когда выйдет на свободу?"

Владимир Буковский, писатель-диссидент, правозащитник:

— Власть ведет себя по-уголовному. Она ведь боится, что он выйдет и по всем судам в мире начнутся уголовные иски. Ведь у Ходорковского и у его акционеров украли компанию, просто украли и разделили. Вот что это такое — это просто покрытие преступления.

Вообще Ходорковский не политик, он бизнесмен. В этом качестве он был весьма и весьма полезен политически, поскольку не боялся финансировать оппозиционные организации, партии и так далее. Но он, повторяю, не политик, голова у него неполитическая: я читал его заявление об упадке либерализма в России, читал его полемику с Акуниным. И я не думаю, что он и сам бы пошел в политику, если вышел бы сейчас на свободу. Это немного другая область деятельности, к которой он непривычен. А вообще пока у власти находятся люди, обогатившиеся за счет "ЮКОСа", разделившие эту компанию между собой, его не выпустят.

Вахтанг Кикабидзе, актер, народный артист Грузии:

— Я считаю, что Ходорковского давным-давно пора было отпустить. Наверное, считают, что он представляет опасность. А о том, почему его не отпускают, надо спросить у Владимира Путина.

Эдуард Лимонов, лидер нацболов:

— Я предполагаю, что его наказывают по полной программе и это, безусловно, месть. Говорят, что он пытался купить, подчинить себе сто депутатов. И происходящее с Ходорковским — это месть Путина за попытку олигарха контролировать ни много ни мало одну четвертую часть Государственной думы. Я думаю, что власти сейчас скорее невыгодно держать его в тюрьме. Можно было бы договориться с Ходорковским, и он уехал бы на Запад. Просто эта месть будет продолжаться до тех пор, пока власть будет находиться в руках группы Путина.

Мне трудно сказать, чем Ходорковский будет заниматься после того, как выйдет на свободу. Может быть, он будет воспитывать своих детей и внуков. Мне кажется, в политике он не совсем уместен. Часть нашего населения его примет, а часть не примет вообще, потому что он для большинства людей остается олигархом. Я, честно говоря, не верю в политическое будущее Ходорковского. Как политик-демократ, политик либерального направления он разделит судьбу тех, кто сейчас занимается этим.

Михаил Кригер, глава Комитета антивоенных действий:

— Я бы хотел, чтобы Ходорковский вокруг себя консолидировал оппозицию. Может быть, эти мои надежды и беспочвенны. Но по его поведению мы видим, что человек абсолютно не сломался. Его ломает весь государственный аппарат, и он совершенно не гнется. Мне трудно представить, что, вернувшись из заключения, человек с таким созидательным потенциалом окунулся бы в обывательскую жизнь, честное слово. Мне очень сильно не хватает в нашей политике Ходорковского как общественного авторитета и очень сильного человека, у которого я сейчас меркантильных мотивов не вижу. Я не могу, например, представить себе никакого коррупционного скандала, связанного с его именем. Я точно знаю что Ходорковский — человек неподкупный, и такой моральный авторитет нашей оппозиции был бы нужен. И именно поэтому, я думаю, власть его и не отпускает. И плюс, конечно, примешиваются мелкие личные мотивы самого Владимира Владимировича. Путин — человек мелкий, мстительный, и этим объясняется такая жестокость. На этом же основываются мои сомнения — выйдет ли вообще Ходорковский.

Сергей Марков, депутат Госдумы от "Единой России":

— Я думаю, что Ходорковский в конечном итоге выйдет на свободу, но после того, как группировка "ЮКОСа" прекратит вести политическую войну против Кремля. Данная группировка продолжает финансирование этой войны. Я полагаю, что сам Ходорковский уже мог бы принять решение о прекращении войны, однако он стал заложником в руках группы людей. Группы, включающей, прежде всего, Леонида Невзлина. Для Невзлина сейчас противостояние Кремля и Ходорковского является своеобразной политической защитой от выдачи. Так же, как и для группы бывших менеджеров "ЮКОСа", для которых тюремное заключение Ходорковского — тоже способ защиты. В-третьих, это адвокаты, которые продолжают тянуть деньги. Это абсолютно бессовестные люди, которые работают против своего клиента. Хищная наглость, так сказать. Ходорковский является заложником в руках всех этих людей, которые не позволяют ему прекратить политическую борьбу против Кремля. Под политической борьбой я имею в виду, что на деньги этой группировки организуются парламентские слушания в конгрессе США, пиар-атаки в западной прессе против Кремля.

Если Ходорковский выйдет на свободу, он станет определенной политической фигурой. Но вряд ли ему удастся получить поддержку большинства населения. Но либеральный фланг сплотить он может, тем более, у него большой авторитет.

Юлия Латынина, писатель, журналист:

— Арест Ходорковского был одним из признаков смены режима. Мы легли спать в одной стране, а проснулись в другой. Мы много раз потом просыпались в другой стране: после смерти Политковской, после убийства Литвиненко, после Беслана и отмены выборов губернаторов. Первый раз мы проснулись после ареста Ходорковского. Я думаю, что он не выйдет до тех пор, пока в России не сменится режим. Как можно отпускать человека, чью компанию вы забрали? Пока все, к сожалению, идет только вниз.

Посадили Ходарковского не просто за то, что он был бизнесменом. Посадили за то, что, развивая свою компанию и действуя исключительно как бизнесмен, он в какой-то момент осознал, что капитализация компании зависит от системы гарантий, которую предоставляет государство. Это, собственно, тот факт, который должны осознать все российские компании, когда рынок грохнет.

Трудно сказать, чем будет заниматься Михаил Борисович, но есть подозрение, что ему будет не очень интересно просто зарабатывать деньги.

По материалам: http://www.kasparov.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий